Жизнь Набокова напоминает шахматную задачу. Фигуры на доске, а именно, литературных персонажей, Набоков создавал и расставлял на шахматной доске жизни по законам, ведомым лишь ему одному. Его книги, - рассказы, стихи, проза, создавались из материи особого свойства, диковинный рецепт которой Набоков изобрел ТАМ, у других берегов, потеряв свои, родные. Он изобрел странный язык, насквозь пронизанный болезненной тоской и горькой иронией. Лиризм и печаль он прикрывал инверсионными словопостроениями, в каждом из которых пряталась фабула отстранения от мира нынешнего и порядка грядущего. Образы прошлого порождали в его мозгу воздушные замки удивительной прозрачности. В них было место и арлекину, влюбленному в геометрию, и батистовой бабочке, не знающей, что такое завтрашний день.
 К русским читателям с «других берегов» Набоков «вернулся» в конце 80 годов, когда среди молодежи все настойчивей заговорили о «Лолите». Поколение двадцатилетних все больше и боль
...
Читать дальше »